Витражи Тиффани от Vitraj LOVE

Витражи Тиффани изготавливают из цветного стекла, соединяя элементы между собой в определённую картинку. Витражи в технике Тиффани благодаря способности пропускать свет идеально подходят для разграничения пространства комнат или других помещений, заполнения проёмов, чаще всего дверных и оконных. Помимо стандартного украшения дверей, окон и потолков, витражи Тиффани применяются в оформлении фасадов зданий и домов. Витражи Тиффани хорошо вписываются в интерьер любого стиля и привносят в него фантастическую яркую нотку.

Всевозможные творческие идеи поможет воплотить в жизнь использование витражей Тиффани, благодаря чему такие произведения декоративно-орнаментного искусства стали модным атрибутом дизайнерских решений.

В мастерской Viteaj LOVE можно заказать витраж Тиффани по своему эскизу.

Стоимость изготовления витража Тиффани — от 25 000 руб./м²*

*Цена зависит от размера и сложности эскиза.


Видео работ

Рабочий процесс изготовления витража в технике Тиффани

Витраж в технике Тиффани в детскую мебель

Процесс изготовления витража в технике Тиффани

Витраж в технике Тиффани в окно

Витраж в комбинированной технике

Витраж в комбинированной технике

Рабочий процесс изготовления витража в технике Тиффани

Витраж в нишу и дверь в технике Тиффани

Витражи Тиффани со светильниками в нише хамама


Витражи Тиффани — выполненные работы


История витражной техники Тиффани

Луис Комфорт Тиффани —дизайнер и художник модернист. Родился в 1848 году в Нью-Йорке. Славу и призвание во всём мире получил благодаря своим неповторимым творениям из стекла. Витражи и абажуры Тиффани встречаются в частных домах и даже храмах. В музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) представлена самая крупная экспозиция ювелирных и стекольных изделий Тиффани.

Метод соединения маленьких стеклянных частичек медной фольгой, который придумал Луис Комфорт, и новые виды изобретённых стёкол стали настоящим революционным открытием в художественном стеклоделии.

С тех пор самой востребованной и широко используемой техникой для создания произведений декоративно-прикладного искусства, а также различных абажуров для ламп, витражей и других предметов из цветного стекла считается технология Тиффани.

Биография

Сын владельца и создателя знаменитой «Тиффани и Ко» Чарльза Тиффани Луис Комфорт вырос в богатстве, его с детства окружали изящные вещи, поэтому не удивительно, что в итоге он принял решение отдать себя искусству. Учился живописи в родном Нью-Йорке у Джорджа Инесса и Сэмюэля Колмена; во Франции занимался с Леоном Байли. В 28 лет представил свои работы на Всемирной выставке в Филадельфии, а годом позже стал одним из основателей «Общества американских художников».

Далее Луис вплотную занялся оформлением и созданием красивого стекла, проводя различные эксперименты. Итог - открыт «Фавриль» — новый вида стекла. Фирма, которую основал дизайнер, стала получать заказы из церквей и храмов на витражи с религиозными сюжетами где-то с середины 1880-х годов. Кусочки стекла, что оставались после работы над крупными элементами, шли на создание узнаваемых абажуров. К концу века они стали очень популярными, благодаря чему фирма окончательно заняла лидирующую позицию на данном рынке.

Посетители с восторгом приняла работы Тиффани в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.

Кстати, стиль «модерн» часто называют по имени Луиса Комфорта — «тиффани».

В 1902 году, после смерти своего отца, Луис возглавил ювелирную компанию Tiffany & Co, а ещё открыл ювелирный отдел в знаменитом магазине на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Техника Тиффани

На протяжении многих веков для соединения стёкол друг с другом использовали свинцовые прутья, что изначально казалось Тиффани слишком грубым и неподходящим вариантом. Ему хотелось видеть сложные и филигранные произведения из стекла. Выход был найден — медные полоски, которые вырезались из листа металла. Их мастер приклеивал к стеклу при помощи пчелиного воска, а между собой они спаивались обычным оловом. Так появилась возможность делать объемные сложные формы. Кстати, изначально использование медной фольги шло лишь на производство абажуров, а уже потом, несколько позже, и для витражей. Луис Комфорт не оставил старый способ насовсем: иногда в работах встречалось сочетание двух технологий соединения — и со свинцовой оплёткой, и с привлечением медной фольги.

Стекло Тиффани

Художественная карьера Тиффани начиналась с живописи. Затем, когда он стал известным в этой среде, занялся стеклом. Первые результаты и созданные им витражи совершенно не удовлетворили дизайнера. Ему абсолютно не нравились стёкла, что делали в то время. Луис очень любил свет и ценил его силу, настоящую красоту материала. Он считал, что расписывая стекло красками, мастер убивает естественность и лишает эффектности стекло, да и общее впечатление создаётся неприятное.

Тиффани сначала брал для своих опытов чужие стёкла. Но результаты были сплошь неудачными. Заручившись поддержкой семьи, он купил собственную фабрику по изготовлению стекла; и началась эпоха экспериментов.

Совсем мало времени потребовалось, и результат не заставил себя ждать — Тиффани младший наладил производство и смог самостоятельно делать витражи, применяя стекло собственного изготовления.

В свои 52 года (конец 19 столетия) Луис стал одним из знаменитых производителей стекла во всем мире. Его мастерская создавала уникальные стёкла, которые до этого не видел и не знал никто. Крупнейшие склады Тиффани хранили до 200 тонн стекла с колоссальным количеством его оттенков — по классификации насчитывалось около 5 тысяч. Хранение осуществлялось по специальной системе.

Именно из-за того, что применялся новый вид стёкол, стало возможным изображать на них цветы, листву, поверхность воды всего одной стеклянной пластиной, не прибегая к помощи краски. А вот для рук и лиц у Тиффани всегда имелась тёмно-коричневая краска шварцлот.

Фактически, открыл опалесцентное стекло ( стекло Тиффани) Джон Ла Фарж, используя его еще в 1875 для витражей. Потом и другие художники стали присматриваться к новому стеклу, проводить эксперименты, а иногда и просто копировать стёкла Ла Фаржа. Кстати, Луис Комфорт Тиффани не стал изобретать велосипед и тоже воспользовался уже готовым открытием. Вместе они работали в мастерской Джона в Бруклине дважды. Позже Тиффани организовал производство опалесцентного стекла и предметов, сделанных из него, на поток. При этом было заключено соглашение с Ла Фаржем, где говорилось, что все абажуры для ламп, а также витражи из данного стекла и само опалесцентное стекло будут называться «Тиффани», как второе название.

Чтобы получить опалесцирующий эффект, нужно в состав сырья добавить олово или жжёную кость. Костяной пепел и расправленная масса образуют микроскопические частицы фосфатного стекла, которые его и замутняют. Благодаря чему в результате получается стекло, которое свет не пропускает, а скорее преломляет. От количества непрозрачных веществ и зависит опаловый эффект.  

А вот фирменным стеклом Тиффани стало иризирующее. Его получают, посыпая готовое неохлаждённое стекло металлическими частицами. В результате на пластине появляется металлический глянец, переливаясь разноцветным сиянием. Кстати, и такое стекло тоже изготавливали ещё до Тиффани, но лишь благодаря ему оно приобрело популярность.

Сделало знаменитым имя Луиса Комфорта и складчатое стекло или «драпировки». Данный вид получается методом деформации мягкой стеклянной пластины непосредственно в процессе производства. Дизайнер использовал такие стёкла при изготовлении больших витражей в качестве фонов, изображая растительность или листву.

Что такое стекло для Тиффани? Изначально, конечно, цвет. В процессе производства стекла дизайнер смешивал всевозможные оттенки и таким образом создавал свои «картины». Цвета подбирались очень скрупулёзно. Случалось даже, что при обнаружении нехватки определённого цвета в одной стеклянной пластине, Тиффани использовал метод сэндвича — складывал три и даже четыре пластины друг на друга, добиваясь нужного оттенка.

Стиль Тиффани

Совершенно неправильно сравнивать технику Тиффани и стиль Тиффани. Его стиль — классические яркие лампы с природными мотивами, витражи сочных цветов, на которых также изображены природа и пейзажи. Творчество Луиса Комфорта — это реалистичная манера изображения и стилизация, похожая на средневековые витражи.

Сравнительно недавно, в 2007 году, исследователи выяснили, что неоценимый вклад в дизайн абажуров Тиффани внесла Клара Дрисколл, которая возглавляла женское подразделение компании. Неофициально оно звучало, как «Девушки Тиффани». До неё в производстве светильников преобладали геометрические узоры. А вот уже Клара создала новейший стиль в лучших традициях ар нуво, применяя растительные орнаменты (это популярные лампы «Пион», «Нарцисс»). Кстати, именно она была ответственной за подбор стекла и дальнейшую его обработку.

Сама Клара Дрисколл из Огайо. Родилась в 1861 году в маленьком городишке рядом с Кливлендом. Окончив художественную школу в Кливленде, какое-то время трудилась дизайнером на местного мебельщика. Затем уехала в Нью-Йорк, чтобы иметь возможность учиться в Школе Искусств при Музее Метрополитан. Талант юной Клары в 1888 году заметил Луис Тиффани, предложив место в своей компании, где она вскоре и трудилась над созданием эскизов. Лампа «Нарциссы» стала её самой первой работой в компании у Тиффани. Около 30 разнообразных и узнаваемых во всем мире дизайнов светильников создала именно она. А лампа «Стрекоза» получила бронзовую медаль на выставке в Париже в 1900 году.

Благодаря таланту Клары были разработаны уникальные элементы дизайна, украшающие дорогостоящие лампы. Однажды на аукционе антикварный светильник был куплен почти за 3 миллиона долларов.

В 1889 году Клара вышла замуж и покинула компанию Луиса Тиффани. Она могла бы и остаться, но владелец искренне считал, что брак серьёзно отвлекает женщин от работы и категорически запрещал своим сотрудницам в него вступать. Через три года муж Клары скончался, а она снова вернулась к Тиффани, пока не вышла замуж вновь, через 17 лет.

Благодаря активной работе профессора Мартина Эйдельберга из Ратгерского Университета (США) и подтверждена важная роль Клары Дрисколл в создании уникальных творений Тиффани.

Известные произведения в техники Тиффани

Витражи:

  • «Священный град» — Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор
  • «Крещение Господне» — Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор
  • «Нагорная проповедь» — Церковь Арлингтон-стрит, Бостон
  • «Мемориальный витраж Мэя» — Синагога Эману-Эль, Нью-Йорк
  • «Образование» (Мемориальный витраж Читтендена) — Йельский университет

Лампы и абажуры:

  • «Лист лотоса»
  • «Стрекоза»
  • «Ракитник — золотой дождь»